Байкал. Легенды
Sofiya

ВЫСТАВКИ

Озеро Байкал. Легенды

Байкал – слово тюркского происхождения, что значит "богатое озеро". "Святое море" – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в семнадцатом веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной, неземной тайной и красотой. С Байкалом связано множество легенд, накопленных коренными народами за тысячелетия их соседства с уникальным озером. В частности, бытует предание о том, что Байкал связан неким сокровенным тоннелем с Охотским морем, отстоящем от Байкала почти на полторы тысячи километров. Народности, проживающие по берегам озера, верят в то, что души их умерших сородичей живут в его водах.

Мыс Бурхан. Скала Шаманка

Фото Т.Зиновьевой
Мыс Бурхан одна из 9 святынь Азии, является земным дворцом владыки о. Ольхон, старшего из хаатов (хааты - духи, высшие божества). Мыс – один из центров шаманского культа. Каждый пришедший сюда надеется на благоволение духов. Но неизменно правило: "святое место чистым должно быть". Так гласит надпись, вырезанная на деревянной доске рядом с мысом Бурхан.

Скала Шаманка, которая находится на мысе Бурхан, является главной достопримечательностью озера Байкал. Шаманка – это двухвершинная скала сложенная кристаллическим мрамором с примесью графита, который покрыт яркими лишайниками красного цвета. В скале есть пещера Шаманская глубиной 6 метров. Это место по преданию считается земным дворцом владыки острова Ольхон. Мыс – один из центров шаманизма, здесь обитает сам дух Байкала Бурхан.

Пещера известна с древних времен, раньше использовалась как культовое место. Многие исследовали пещеру и проводили раскопки, и до сих пор ее загадка будоражит умы ученых и простых туристов.

Говорят, что в марте в районе Малого моря возле острова Ольхон приоткрывается шлюз, ведущий в другое измерение. Немногочисленные фотографии и рассказы очевидцев, совершенно невнятные, но преисполненные невыразимым восторгом, убеждали, что на этом пятачке в центре Байкала происходит что-то странное и завораживающе прекрасное. Может быть, все дело в том, что раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже в ней находился Алтарь Будды. Пещера и по сей день особо почитается хоринскими и баргузинскими бурятами.

Остров Огой. Ступа Просветления

Фото Е.Пальчикова
Огой уникален. Из себя он представляет скалистый клочок суши, вытянувшийся с запада на восток на три километра, с несколькими плавно изгибающимися бухточками.

Место для строительства ступы выбиралось спонтанно, без каких-либо определённых причин, но оказалось глубоко символичным. Остров Огой, протянувшийся узкой извивающейся полоской суши с юга на север на 2 километра, с высоты напоминает танцующую Дакиню с распростёртыми руками. Ступа, сооруженная на самой высокой отметке острова (512 метров), на высоте 60 метров над уровнем Байкала, оказалась расположенной как раз в области груди на месте сердца острова. Огой своими вытянутыми очертаниями напоминает Ольхон, который, в свою очередь, похож на серповидный контур Байкала. Остров Ольхон находится в центре Байкала, остров Огой – в центре Малого моря. Огой считается чистым островом, на нём никто никогда не проживал, он свободен от негативных энергий прошлых деяний людей. На острове удивительный песок – он розовый с вкраплениями граната.

Священная буддийская Субурга или Ступа Просветления построена в 2005 году. Восьмиметровое сооружение сделано из бетона, состоит из трёх ступеней, купола и шпиля. Танцующая Дакини. Фото с сайта http://baikal.irkutsk.ru

Слово "субурга" в переводе с санскрита означает "вершина". По буддийской космологии ступа символизирует собой мировую гору Меру, через которую проходит мировая ось, соединяющая землю, пространство и небо и связующая человечество с божественными мирами. Ступы также символизируют цель буддийского пути – познание себя и полное просветление. Считается, что они предназначены для растворения всех негативных препятствий в мире. Эта ступа относится к типу Ступ Просветления, в которую вложены различные буддийские реликвии и бронзовая статуэтка дакини Трома Нагмо, считающейся в тибетском буддизме матерью всех Будд.

Появившийся в самом сердце Байкала монумент, оказался вне религии. Его возводили православные и буддисты из   Москвы,  Лондона, Нью-Йорка,  Барселоны, Минска,  Санкт-Петербурга,  Иркутска, Улан-Удэ, Красноярска, Владивостока, Тулы, Екатеринбурга, Кемерова, помогала бригада киргизов-мусульман. Ступу благословили высоко духовные представители всех конфессий.

Основанием для выбора места под строительство на Байкале послужило предсказание тибетского учителя Ринпоче Падмасамбхавы о том, что в будущем это учение будет практиковаться на севере. Благословение на строительство ступы даровали многие ламы. Всё необходимое для строительства перебрасывали на катерах и потом вручную поднимали на вершину острова, а наиболее тяжёлые грузы переносились с помощью вертолётов. Для сооружения ступы шириной 5,8 м и высотой 6,35 м было перенесено по воздуху на вертолётах с Ольхона 350 тонн цемента и песка. Проект был разработан иркутскими архитекторами с учётом местных особенностей: частых туманов, сильных ветров и сезонных перепадов температур. По их рекомендации при строительстве был использован особо прочный материал: железобетон, изготовленный на месте из специального влагостойкого цемента, применяющегося при заливке тела плотин гидроэлектростанций, и мраморный песок для внутреннего заполнения ступы, который был специально доставлен с мраморного карьера из Слюдянки. Построенная ступа была покрыта специальной светоотражающей и влагозащитной краской, и теперь белоснежная ступа видна на значительном расстоянии со всех близлежащих островов и берегов Малого моря.

Строительством руководил лама из Бутана. На его счету более 40 буддийских ступ в разных странах мира, в том числе огромная ступа в Бутане, построенная по заказу бутанского короля. Ступа на острове Огой сооружена с соблюдением всех необходимых правил и с выполнением всех ритуалов и практик во время строительства. Возведение её предварял ритуал «Покорение Земли», проведенный под руководством непальского ламы. Проводившиеся ритуалы, по свидетельству очевидцев, сопровождались благоприятными чудодейственными знаками. В процессе строительства над ступой неоднократно фиксировались яркие радуги, причём одна из них возникла на глазах строителей из основания ступы и другим концом соединила остров Огой с Ольхоном.

Огненный дракон

Фото Е.Пальчикова
Одной из древнейших легенд, связанных с Байкалом, является предание об огненном драконе. Согласно ему, глубоко в водах озера обитает огнедышащее божество в облике сказочного дракона. Это божество управляет всеми тварями, живущими в Байкале, и от его расположения зависит благополучие и даже жизнь народов, обитающих по берегам озера. Древняя легенда гласит, что едва только на небосводе зажглись первые звезды, а затем великое Солнце впервые взошло над землей, с неба спустилась золотая колесница, из которой вышел огненный дракон. От первого удара его могучего хвоста расступились скалистые горы, и образовалась глубокая расщелина. От второго удара растаял лед на вершинах, и животворящие воды хлынули в каменистую котловину, образовав великое озеро. От третьего удара окрестности покрылись богатой растительностью и населились живыми существами. После этого всесильный дракон ушел в озеро, ставшее ему новым земным домом. Дальше в этом предании говорится о том, что огненный дракон один раз в сто двадцать лет выходил на сушу, и тогда люди, называвшие себя «сынами огненного дракона», устраивали празднества в его честь и приносили обильные жертвы своему божеству.

Однако, постепенно народы стали забывать о своем благодетеле, и однажды, в очередной раз выйдя из вод Байкала, огненный дракон увидел, что от почитания его у людей не осталось и следа. И тогда разгневалось божество. От гнева дракона сотряслась земная твердь, затем ее затопили воды священного озера, губя все живое окрест до самого Великого океана. И исчезли неблагодарные «сыновья огненного дракона» с лица земли. На смену им пришли другие племена, которые уже не имели прежнего величия и былых священных знаний...
Отголоски этой легенды находили свое отражение в ритуальных обрядах бурят, монголов, агинцев вплоть до первой четверти XX века.

Хан Будак

Фото Т.Зиновьевой
Более пяти столетий назад вместе с традиционными языческими верованиями в байкальской местности начал распространяться буддизм. Во многом этому способствовали кочевые племена маньчжуров, монголов и других народностей Центральной Азии. Именно в это время Байкал становится одним из древних центров буддийской религии. На его многочисленных островах возводились храмы-дацаны, особая энергетика священного озера притягивала к себе монахов и отшельников, искавших просветления среди суровой и одновременно неповторимой природы Байкала. С некоторыми из них связан ряд поздних легенд и преданий. Так, на рубеже XIX-XX веков большую известность приобрел буддийский отшельник Хан Будак, живший на Байкале на острове Ольхон.

Случайно обнаруженный рыбаками-староверами, этот человек на долгие пятнадцать лет стал объектом поклонения людей разных вероисповеданий. Хан Будак обитал в пещере, и его никто и никогда не видел. Лишь только его необычно высокий гортанный голос, вещавший из-за каменной перегородки с узким отверстием, указывал на его существование. Согласно многочисленным слухам и преданиям, возникшим вокруг Хана Будака, этот отшельник имел не то бурятские, не то эвенкийские корни и говорил на очень древнем наречии, на котором когда-то общались все азиатские народы. Местное население приносило в пещеру к невидимому отшельнику дары - рыбу, пушнину, дичь. Однако, по свидетельству паломников, все принесенные продукты оставались нетронутыми, и потому употреблялись в пищу приезжавшими за помощью к Хану Будаку людьми. Само же общение паломников с таинственным отшельником строилось по следующему принципу: если гость задавал вопрос о каком-либо действии или поступке и не слышал в ответ никакого звука, то этого делать не следовало. Если же на заданный вопрос отшельник начинал что-то бормотать - вопрошавший находился на правильном пути.

В рождественскую ночь 1914 года отшельник вдруг замолчал. Как оказалось, навсегда. Старики стали утверждать, что исчезновение Хана Будака - есть предвестие страшных бедствий. Была вскрыта каменная перегородка, из-за которой вещал отшельник. В небольшом каменном гроте, не имевшем никаких ходов, исследователи наткнулись на деревянные башмаки очень маленького размера. Более ничего не указывало на недавнее присутствие в этой мрачной камере таинственного предсказателя.

Призрачная конница

Уже в наши дни, отплыв далеко от берега, многие туристы и путешественники становятся свидетелями необычного явления, когда в тумане вдруг появляются очертания скачущей конницы. Местные жители связывают с этим явлением еще одну легенду. Согласно ей, несколько столетий назад, когда зима выдалась настолько холодной, что все озеро покрылось толстым слоем льда, грозный и жестокий бурятский правитель Хасан Чосон, собрав несметную армию, двинулся покорять эвенкийские племена. Чтобы сократить путь, конница правителя направилась по льду Байкала к противоположному берегу. Но, видимо, боги разгневались на жестокого бурятского царя. Когда армия Чосона оказалась уже на самом центре озера, лед треснул, и тысячи его воинов пошли ко дну. С тех пор будто бы неупокоенные души воинов этого безрассудного правителя пытаются сделать то, чего им не удалось сделать при жизни - перейти озеро.

Богатырь Хоридой

Фото Е.Пальчикова
Не так далеко от Байкала, где теперь живут эхириты, раньше, когда еще не было ни коров, ни коней, жили-были три брата: Булагат, Эхирит и Хоридой, сыновья старого охотника Бурядая. Жили те братья и горя не знали, пока не случилось несчастье. А несчастье-то на голову им свалилось нежданно-негаданно. В прежние годы братья ходили на охоту и приносили столько дичи и зверя, что им хватало на целые месяцы. А в тот год, как им поссориться, беда стряслась: солнце всю землю высушило, на зверей и птицу мор напал. Ходили братья на охоту, прохаживали целые дни от потемков до темна, но убить никого не могли. Начали было они голодать, а тут повезло: убили Булагат и Эхирит шесть больших косуль. Хоридой с охоты пришел позже и застал братьев за едой. Те оставили ему только одну косулю. Видит он, что братья с ним не по праву поступают, и говорит: "Нас трое, косуль было шесть, пошто мне одну оставили, тут две должно быть".

Братья посмотрели на него, видно, стыдно им стало, и говорят: "Мы, братец наш дорогой, считать-то не шибко горазды".

Рассердился Хоридой, поломал стрелы у братьев и пошел на юг Байкала. Тут он видит: в воде плещутся лебеди, а одна лебедь на берегу. Хоридой понял, что это купаются хитрые шаманки. Он подкрался к платьям и спрятал одно себе за пазуху. Вышли лебеди из воды, все оделись, а одна — не может. Показался Хоридой из-за кустов, те вспорхнули и полетели, а эта стоит и говорит: "Отдай мне мою одежду — в обиде не останешься, ежели хочешь, я за тебя замуж выйду и принесу тебе доброго сына".

Хоридой отдал ей одежду, она оболоклась и стала походить на шаманку. Они вместе ушли к Саянам и там стали жить. Вскоре у них родился сын, потом — другой. Так и пошел род за родом тункинских бурят. Скоро только сказка сказывается, а рода размножались долго. Может, в то время еще Саяны небольшой горой казались, а домашние животные, как дикие звери, по тайге бегали. Про то правда говорится, что наши тункинские буряты из-за Иркутска пришли.

Записано от Василия Васильевича Кобелева, 77 лет, колхозника, с. Тунка Тункинского аймака БурАССР, 1938 год.

 

Сегодня, как и столетия назад, Байкал прекрасен в любое время года. Его кристально чистые воды завораживают, а воздух опьяняет, притягивая к себе толпы туристов, путешественников и исследователей, жаждущих постичь тысячелетние тайны великого озера.

 



Hosted by uCoz